18 июня 2016

Четвёртое измерение, или Как я вела краеведение в этом году

"Четвёртое измерение" - так называется одно из "Писем о добром" Д.С. Лихачёва. В нём он пишет:
"Память и знание наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счёте одиноки <...>
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и сёла, в которых мы живём, пусть даже завод, на котором мы работаем, или  корабли, на которых мы плаваем, будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.
Будем знать историю - историю всего, что нас окружает, в большом и малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное, измерение мира".
Наверное, осознать это в полной мере я смогла, получив опыт ведения курса краеведения. Я уже рассказывала, что в новой школе мне предложили помимо часов русского языка и литературы вести краеведение в четырёх восьмых классах. И я согласилась. Мне было страшно, честно! Как рассказывать о городе, в котором сама живёшь третий месяц? Где брать информацию? А как о ней рассказывать, чтобы было интересно?!

Теперь, оглядываясь назад, я бесконечно рада, что согласилась! Во-первых, готовясь к урокам, я сама узнавала много интересного, о чём мне скорее хотелось рассказать ребятам. Во-вторых, узнавая историю города, интересные факты о нём, я всё более комфортно чувствовала себя здесь. То есть Воронеж становился для меня "полным". Теперь я знаю о Воронеже гораздо больше, чем о родном Новокузнецке, за это мне очень стыдно! (Но ведь у меня в школе уроков краеведения, к сожалению, не было). В-третьих, я познакомилась с такими интересными ребятами и девчатами, видела у многих настоящий интерес в глазах. (Если вы вдруг читаете этот текст: восьмиклассники, я буду по вам скучать!:)

С каким вдохновением они выполняли задания: одно удовольствие было слушать и проверять! Я старалась предлагать различные виды работ. Например, в начале и в середине года восьмиклассники в разделе "Историческое краеведение" писали эссе "Что я знаю о родном городе?" и "Что я узнал о родном городе?", а в конце года - "Какой памятник я бы установил в Воронеже?", в группах работали над проектами "Экскурсии по Воронежу" и "Районы города и их достопримечательности", создавали импровизационное выступление на тему "Что показать в Воронеже моему другу-иностранцу", отвечали на вопросы по видео-фрагменту, готовили викторины и кроссворды. Во втором полугодии в разделе "Литературное краеведение" искали материал о современных воронежских писателях и поэтах.

Я хотела бы поделиться самыми интересными и достойными работами ребят.

Интерактивный кроссворд Новикова Андрея (8 А) 
Интерактивная викторина Подлесных Павла (8 Г)
Интерактивная литературная викторина Репиной Марии (8 В)
Презентация о промышленности В.О. во время Великой Отечественной войны Бундура Николая (8 А)

Экскурсии по Воронежу учеников 8 А класса
Экскурсия по старейшей улице города - Сакко и Ванцетти
Эксурсия по местам Воинской славы
Экскурсия по театрам Воронежа

Экскурсии по Воронежу учеников 8 Б класса
Ещё одна экскурсия по старейшей улице Черникова Романа и Сафонова Дмитрия
Экскурсия по главной улице горда - Проспекту Революции
Экскурсия по паркам города

Экскурсия по Проспекту революции 8 В класса. Ребята сами прошли по этому пути и сделали большинство фотографий для презентации.





В подготовке к урокам мне очень пригодились следующие ресурсы (вдруг кому-то тоже пригодятся):
Книга, которую мне подарил ученик 8 Б класса Чуриков Влад - В.И. Панова "История Воронежского края".
Викторины о Воронежской области
Сайт Литературная карта воронежской области
Виртуальный тур на корабль Гото Предестинация
Выпуски программы "Адрес истории" местного ТВ Губерния
Сюжеты "Легенды Воронежа" на сайте РИА Воронеж





В книжных магазинах я теперь обязательно задерживаюсь в разделе краеведения. О городе и дальше совершенно точно продолжу расширять свои знания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий